«Назад

О применении риск-ориентированного подхода при планировании надзорной деятельности

О применении риск-ориентированного подхода при планировании надзорной деятельности

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор отнесен к видам государственного контроля (надзора), который осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к категории риска проводится расчетным путем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806, в котором учитывается такие показатели как:

– тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия;

– показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятность нарушения обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности;

– показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определённого вида деятельности;

– показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора.

Расчет категории для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Таким образом, отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от таких факторов как:

– вид деятельности производственных объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего надзору;

– численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги, сбросы в водоемы, выбросы в атмосферный воздух, загрязнение почвы);

– наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды обитания, подтвержденных лабораторно за 3 года;

– связь объекта с заболеваемостью населения;

– наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия хозяйствующих субъектов;

– количество выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей за 3 года.

Периодичность проведения плановых проверок соблюдения санитарно-эпидемиологических требований определена в зависимости от присвоенной категории риска:

  • чрезвычайно высокий риск причинения вреда – один раз в календарном году;

  • высокий риск причинения вреда – один раз в 2 года;

  • значительный риск причинения вреда – один раз в 3 года;

  • средний риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 4 года;

  • умеренный риск причинения вреда – не чаще чем один раз в 6 лет;

  • низкий риск причинения вреда – плановые проверки не проводятся.

Исходя из этого, планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Управлением с учетом оценки потенциального риска причинения вреда здоровью населения.

Дополнительно сообщаем, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут обратиться в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области для получения информации о присвоенных категориях риска осуществляемым ими видам деятельности и используемым ими производственным объектам.