«Назад

Памятка потребителю: покупки в Интернете

Памятка потребителю: покупки в Интернете

 

В 2017 году в Управление Роспотребнадзора по Архангельской области поступило 57 обращений граждан о нарушениях их прав при дистанционном способе продажи товаров, в том числе, через сеть Интернет, из них 27 устных, 30 - письменных. По сравнению с 2016 годом количество таких обращений увеличилось почти вдвое, а против 2014 года - выросло  в десять раз. В этой связи Управление информирует.

Продажа товаров дистанционным способом на территории Российской Федерации регламентируется соответствующими положениями статьи 497 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьей 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров» Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила). Правила продажи отдельных видов товаров, а также Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, к дистанционному способу продажи товаров применению не подлежат.

На что следует обратить внимание? Внимательно изучите сведения о продавце. Помните о том, что вы собираетесь доверить деньги лицу или компании, о которой вы ничего не знаете. Если на сайте указан адрес магазина, проверьте, действительно ли магазин существует. Очень часто злоумышленники указывают несуществующие адреса, либо по данным адресам располагаются совсем другие организации. Проверьте отзывы о магазине в открытых Интернет-рейтингах, пролистайте отзывы как можно дальше, злоумышленники могут прятать негативные отзывы за десятками фальшивых положительных оценок. В случае совершения покупок посредством электронных досок объявлений посмотрите историю сделок продавца и ознакомьтесь с его рейтингом, многие торговые площадки предлагают подобную услугу.

Что делать, если вы столкнулись с недобросовестным интернет-магазином? В первую очередь попробуйте решить проблему мирным путем. Обратитесь к представителям магазина, и не забудьте предупредить о том, что можете написать жалобу в соответствующую инстанцию.

Поэтому главное при оформлении любого заказа — внимание и неторопливость. Изучите рейтинг магазина, в котором вы собрались делать покупку, описание понравившегося товара и отзывы о нем, внимательно заполните сведения об адресе доставки и платежные реквизиты — и риск ошибок на этом этапе будет сведен к минимуму.

Учитывая, что при дистанционной продаже покупатель лишен возможности осмотреть товар и получить о нем исчерпывающую информацию, закон обязывает Продавца до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (п. 8 Правил), о порядке и сроках возврата товара (п. 4 ст. 26.1 Закона). Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом (п.10 Правил).

От товара, купленного в Интернет-магазине, потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара — в течение семи дней. В случае же, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, т.е. о вышеназванном 7-дневном сроке, не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки товара,  потребитель будет вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи (получения). Однако при этом следует иметь в виду, что такой возврат будет возможен только если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки (отсутствие последнего, тем не менее, не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца). При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору (за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара), не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Если товар, приобретенный потребителем дистанционным способом продажи товара, оказался ненадлежащего качества, то в этом случае потребитель в отношении товара с недостатками в целях защиты своих прав должен будет руководствоваться соответствующими положениями статьи 18 Закона:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

    Если у вас в процессе выбора товара или после его покупки все же возникли  вопросы, вы можете получить подробную консультацию у специалистов Управления Роспотребнадзора по Архангельской  области по телефону «горячей линии» 8 800 200 15 09 с 9:30 до 13:00 (понедельник - пятница). Звонок бесплатный.

     Напоминаем, что с 12 по 26 марта 2018 года в рамках Всемирного дня прав потребителей, который проводится под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» Управление проводит тематическое консультирование по указанному телефону о правах потребителей в сегменте электронной коммерции.