«Назад

О правах потребителей при оказании услуг общественного питания

О правах потребителей при оказании услуг общественного питания

В Управление Роспотребнадзора по Архангельской области поступают обращения граждан на нарушение их прав при оказании услуг общественного питания (некачественное приготовление блюд, обман, обсчет, взимание платы за вход, навязывание платных услуг и т.п.). В этой связи Управление информирует.

Отношения, вытекающие из возмездного договора выполнения работ (оказания услуг), регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ), Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее Закон РФ), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 №1036 (далее Правила).

Как следует из п. 5 Правил, исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

В соответствии с пунктом 8 Правил  исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений,  которая предоставляется потребителю по его требованию.

Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами (п.16 Правил).

Согласно п. 24 Правил наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату.

Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги) регламентируется ст. 37 Закона РФ, в соответствии с которой потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, установленные договором с исполнителем. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем.

По общему правилу, закрепленному  п. 1 ст. 4 Закона РФ  исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве работы (услуги) исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), пригодную для целей, для которых работа  (услуга) такого рода обычно используется.

Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях выполнения работы (оказания услуги), он обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим целям.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить ее в полном соответствии с этими требованиями.

Правовые последствия обнаружения потребителем недостатков выполненной работы (оказанной услуги) регламентируются ст. 29 Закона РФ, в соответствии с которой  потребитель по своему выбору вправе требовать:

-безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ заявленные  потребителем требования подлежат  удовлетворению в десятидневный срок.

Таким образом, в случае оказания некачественной услуги общественного питания потребителю  в первую очередь следует обратиться с письменной претензией к исполнителю (юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель)  и предъявить  одно из указанных выше требований.   Можно потребовать книгу отзывов и предложений и написать жалобу на неправомерные действия  должностных лиц для принятия мер руководством хозяйствующего субъекта.

В случае невыполнения требования потребителя в добровольном порядке он вправе обратиться с иском в суд, так как спор носит имущественный характер (ст. 11 ГК РФ). Роспотребнадзор не уполномочен рассматривать имущественные споры и не вправе в  административном порядке обязать хозяйствующий субъект совершать какие-либо действия, направленные на разрешение имущественного спора, в том числе вернуть какие-либо деньги.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона РФ  потребитель может предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона РФ потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.